ГБОУ "Школа №43 г.о. Донецк"
Г.о. Донецк, город Донецк, Киевский район, Донецкая область
  • Работа с иностранными гражданами в школе

     

    Основная трудность для детей из семей мигрантов – недостаточный уровень владения русским языком. Однако, оказавшись в непривычных, а порой и неблагоприятных условиях, такие дети могут столкнуться с множеством других проблем:
    •    социальными: отсутствие или нехватка социальных навыков, ориентация на нормы и правила культуры своей родины и др.; 
    •    бытовыми;
    •    материальными;
    •    психолого-педагогическими и др. 

    Вследствие всех этих взрослых проблем дети могут демонстрировать пассивное отношение к учебе, слабую инициативность. Они оказались вне привычной среды, вдали от друзей и знакомых и могут страдать от заниженной самооценки и повышенной тревожности, проявлять агрессивность, негативное отношение к новым для них социокультурным нормам и др. 

    Одними из первых с трудностями в процессе адаптации детей мигрантов в школе сталкиваются педагоги. Им предстоит снизить уровень тревожности и страхов, повысить учебную мотивацию, сформировать у ребенка из семьи мигрантов коммуникативные умения и навыки, релевантные принимающей среде.
     

    Направления деятельности общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан

    • работа с педагогическим коллективом; 
    • индивидуальное сопровождение детей иностранных граждан; 
    • работа с ученическим сообществом образовательной организации
    • работа с родительским сообществом.

    Задачи педагога в период адаптации ребенка-мигранта в школе

    Педагогическая поддержка детей мигрантов заключается в создании условий для успешной самореализации, для расширения компетенций в различных сферах жизни и развития не только когнитивных, но и творческих способностей.

    Основные задачи педагога в период адаптации:

    1. Создание в классе комфортной обстановки, чтобы дети мигрантов были приняты коллективом, могли ошибаться, не испытывая страха показаться смешными, встречали понимание и поддержку.
    2. Содействие общению детей-мигрантов с ровесниками, вовлечение их в систему дополнительного образования (посещение кружков, секций) и внеурочную деятельность.
    3. Помощь в понимании заданий и поручений педагогов. Например, давайть ребенку несложные поручения — индивидуальные и такие, которые он выполнит совместно с другими учениками.
    4. Помощь детям, плохо говорящим на русском языке, в передаче информации альтернативными способами — картинками, жестами и др.
    5. Помощь в отработке наиболее важных для принимающей среды социальных навыков. Учитель помогает ребенку из семьи мигрантов сформировать идентичность в новой социокультурной среде и преодолеть отклонения в интеллектуальном и личностном развитии, а также разрешить конфликтные ситуации.

    Формы и содержание мероприятий по адаптации детей-мигрантов в школе

     групповые занятия по изучению русского языка как неродного;

    • мероприятия для всего класса с участием детей мигрантов: уроки толерантности, адаптационные игры и упражнения, фестивали, форумы, конкурсы, дебаты, деловые игры по правовым вопросам, дискуссионные площадки по личностным, этническим и другим вопросам;
    • мероприятия для родителей (законных представителей) детей-мигрантов: консультации, открытые уроки, встречи с представителями администрации школы и органов местной власти;
    • совместные мероприятия для родителей и детей: мастер-классы, соревнования, практикумы, регулярно действующие клубы, кружки, выставки, экскурсии, поездки;
    • воспитательная работа по разъяснению норм поведения, этикета общения — тематические «этикетные» уроки и классные часы.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie