ГБОУ "Школа №43 г.о. Донецк"
Г.о. Донецк, город Донецк, Киевский район, Донецкая область
  • Информационная безопасность

    Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.

    В школе проводится постоянная и систематическая работа по  ознакомлению и укреплению у обучающихся правил ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет – классные часы, беседы, круглые столы, просмотр тематических видеороликов, размещение и распространение тематических информаций, памяток, буклетов для школьников и их родителей.

    Детские безопасные сайты

    • http://i-deti.org/ – Портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы.
    •   www.e-parta.ru – Информационно-познавательный портал для подростков.
    • http://detskieradosti.ru/ – Детские радости: сайт, где родители найдут своим детям много веселых и увлекательных развлечений в онлайн режиме, а также скачают интересный материал.
    • http://www.solnet.ee/ – Солнышко: Ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов.
    • http://uotika.ru/ – В гостях у Отика: Новый сайт для детей и подростков с роботом Отиком. Он специально создан чтобы отвечать на ваши вопросы, общаться с вами в режиме онлайн. http://ukrrabbit.moy.su/ – Живая планета-зоопортал.
    • http://www.babylessons.ru/ – Детские развивающие игры, уроки, поделки.
    • http://www.newseducation.ru/ – «Большая перемена» сайт для школьников и их родителей
    • www.ms-education.ru и www.apkpro.ru - Электронный курс программы «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет».
    • http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/hotline/ – Линия помощи «Дети онлайн».
    • http://www.ligainternet.ru/ – Лига безопасного Интернета.
    • http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx – Сайт Центра безопасности Майкрософт.
    • http://www.saferunet.org/children/ – Центр безопасности Интернета в России.
    • http://www.iprbookshop.ru – Электронно-библиотечная система IPRbooks.
    • http://нэб.рф – Национальная Электронная Библиотека.
    • https://infourok.ru – Инфоурок (Ведущий образовательный портал России).
    • https://www.prodlenka.org – Продленка (Образовательный портал).

    Родителям

    Какие же опасности ждут детей в сети Интернет?

    1. Киберхулиганы

    И дети, и взрослые могут использовать Интернет, чтобы изводить или запугивать других людей.

    2. Злоупотребление общим доступом к файлам

    Несанкционированный обмен музыкой, видео и другими файлами может быть незаконным или повлечь загрузку вредоносных программ.

    3. Неприличный контент. Если дети используют Интернет без присмотра, они могут столкнуться с изображениями или информацией, от которой их желательно оградить.

    4. Хищники

    Эти люди используют Интернет для того, чтобы заманить детей на личную встречу.

    5. Вторжение в частную жизнь

    Заполняя различные формы в Интернете, дети могут оставить конфиденциальные сведения о себе или свой семье.

    Педагогам

    Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и  развитие, то есть о пропаганде различной направленности.

    Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:

    Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы. Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть:

    • аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключений электропитания;
    • отказы и сбои аппаратуры;
    • ошибки в программном обеспечении;
    • ошибки в работе персонала;
    • помехи в линиях связи из-за воздействий внешней среды.

    Преднамеренные воздействия – это целенаправленные действия нарушителя. В качестве нарушителя могут выступать служащий, посетитель, конкурент, наемник. Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами:

    • недовольством служащего своей карьерой;
    • взяткой;
    • любопытством;
    • конкурентной борьбой;
    • стремлением самоутвердиться любой ценой.

    Наиболее распространенным и многообразным видом компьютерных нарушений является несанкционированный доступ. Несанкционированный доступ использует любую ошибку в системе защиты и возможен при нерациональном выборе средств защиты, их некорректной установке и настройке.

    Классификация каналов несанкционированного доступа:

    Через человека:

    • хищение носителей информации;
    • чтение информации с экрана или клавиатуры;
    • чтение информации из распечатки.

    Через программу:

    • перехват паролей;
    • дешифровка зашифрованной информации;
    • копирование информации с носителя.

    Через аппаратуру:

    • подключение специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ к информации;
    • перехват побочных электромагнитных излучений от аппаратуры, линий связи, сетей электропитания и т.д.

    Особо следует остановиться на угрозах, которым могут подвергаться компьютерные сети. Основная особенность любой компьютерной сети состоит в том, что ее компоненты распределены в пространстве. Связь между узлами сети осуществляется физически с помощью сетевых линий и программ с помощью механизма сообщений. При этом управляющие сообщения и данные, пересылаемые между узлами сети, передаются в виде пакетов обмена. Компьютерные сети характерны тем, что против них предпринимают так называемые удаленные атаки. Нарушитель может находиться за тысячи километров от атакуемого объекта, при этом нападению может подвергаться не только конкретный компьютер, но и информация, передающаяся по сетевым каналам связи.

    Методические и справочные материалы

    ​​​​​​​Материал разработан для учащихся 9-11 классов, но может модифицироваться и для учащихся среднего звена школы.

    • http://i-deti.org/ портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы
    • http://сетевичок.рф/ сайт для детей – обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности сетевой безопасности
    • http://www.igra-internet.ru/ – онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им»
    • http://www.safe-internet.ru/ – сайт Ростелеком «Безопасность детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, проектами...

    Мероприятия, проекты и программы, направленные на повышение информационной грамотности педагогических работников

    https://ligainternet.ru/ - Делаем Интернет безопасным вместе – Лига безопасного Интернета учреждена в 2011 году при поддержке МВД России, Минкомсвязи и Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей.

    Основная цель – создание безопасного пространства Интернета на территории Российской Федерации, просвещение и развитие навыков медиаграмотности у детей и их родителей.

    Фотографии об информационной безопасности

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie